Выбор по параметрам
Я ищу
Город
Рубрики каталога
Период с до
Ключевые слова
Статья / Управленческий учет как навигатор для бизнеса

Управленческий учет как навигатор для бизнеса

 

Вождение автомобиля, который не оснащен приборами навигации можно, особенно если известен маршрут. А если маршрут неизвестен, а известна только точка назначения и время прибытия? При этом и пилот, и штурман понимает, что прибыть туда последними нельзя, это дисквалификация.

Пожалуй то же можно сказать и о бизнесе – нельзя быть последним. А что нужно для того, чтобы быть первым? Сегодня каждый ответит – навигатор. И хорошо бы еще не самое худшее средство передвижения. Управленческий учет и система бюджетного управления и есть своего рода бизнес-навигатор на пути к достижению цели. О внедрении этих систем управления на СТО мы беседовали с Исполнительным директором консалтинговой компании «Фин-Мастер» Сергеем МАТЫЦИНЫМ.

 

ДП: Сергей, зачем автосервису нужен управленческий учет?

С.М.: Управленческий учет – это регистрация происходящих событий, информация о которых обрабатывается по определенным алгоритмам и оперативно по запросу пользователей системы предоставляется им в удобном для принятия управленческих решений виде. В бизнесе существуют определенные индикаторы, которые показывают его состояние и помогают принимать решения, то есть выбирать действия, которые необходимы в каждом конкретном случае. Довольно часто руководители автосервисов не имеют необходимой информации для принятия управленческих решений. Как правило, мало кто создает специальный инструментарий для повышения эффективности управления. В основном пользуются теми возможностями, которые заложены в их учетной системе по умолчанию. Эти возможности там неплохо решены для рядовых исполнителей и руководителей низового уровня. Руководители же среднего и высшего звена управления в этом случае пользуются разрозненной несистемной информацией, не отражающей особенности бизнеса и индивидуальные потребности руководителей различного уровня.

Но я бы хотел обратить внимание еще и на организацию в компании системы планирования. Как следствие, в компании должны появиться бюджеты, а лучше продуманная система бюджетного управления. Управленческий учет и бюджетное управление, это тесно связанные между собой инструменты единой системы управления. В идеальном случае, эта система должна проектироваться сверху, под потребности основателей и руководителей бизнеса с последующей декомпозицией на другие уровни управления.

 

ДП: Какие задачи позволяет решать управленческий учет и бюджетное управление?

С.М.: Самые разные, но… у них есть одно общее – они все ведут к достижению цели, к получению результата. Первое, что очевидным образом просматривается из названия этих инструментов управления, это – управление издержками. Выявление скрытых ресурсов, которые компания использует слабо или неэффективно. У каждой компании стоит задача построения эффективной системы мотивации персонала. Здесь тоже трудно переоценить возможности, которые предоставляются. Далее… организационное построение бизнеса, распределение компетенций. И здесь система может оказать неоценимую помощь. Рыночная составляющая бизнеса. Казалось бы, ну тут-то точно ничем не поможет. Это заблуждение, потому, что в этом бизнесе бюджетное управление применяется очень редко. Бюджетное управление подразумевает использование бюджетной модели. Все рыночные идеи руководителей, как то – скидки и их размеры, себестоимость новой услуги и т.п. с использованием модели позволяет обратить в конкретный финансовый результат, т.е. увидеть финансовые последствия принимаемых управленческих решений.

 

ДП: Правильно я понимаю? Бюджеты позволяют увидеть финансовое будущее компании, а управленческие отчеты позволяют увидеть результаты работы компании!

С.М.: Именно так! Сначала мы спланировали бизнес, т.е. определили:

·        что будем производить, продавать и как это будем делать,

·        какие для этого нам потребуются ресурсы;

·        стоимость этих ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.д.)

Смоделировали наше представление о ближайшем будущем с помощью бюджетной модели. Убедились, что результат оправдывает наши ожидания. Далее, работая и получая отчетность о результатах работы, мы видим, как реальная жизнь отличается от наших представлений о ней. Но увидеть это нам нужно не для праздного любопытства. Это и есть та самая информация об отклонении движении. Что мы слышим от навигатора, когда мы проехали запланированный поворот? …правильно! "Пересчет маршрута!" Только навигатор эту операцию делает автоматически на основании заложенного программного обеспечения. А система отчетности, показала отклонения, точнее некоторую совокупность отклонений, в которой менеджер должен увидеть причину, породившую их, и принять решение об устранении ее. Т.е. "пересчет и прокладку нового маршрута" он будет делать в ручном режиме. Чем достовернее и оперативнее у него информация, тем более качественно будут приняты решения по нивелированию этих отклонений.

 

ДП: Сергей, а может ли компания самостоятельно создать такой управленческий инструментарий, о котором Вы говорите?

С.М.: Конечно может! Есть только одно но… Для подавляющего большинства из них потребуется значительное количество времени. Я не зря сказал ранее, что время – это один из ключевых ресурсов в настоящее время. Помните, мы говорили, что важно не только прибыть в точку назначения, но и быть там вовремя. Бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей – это бизнес в условиях конкурентной среды. Больше того, кризис эту конкуренцию обострил. Продолжая нашу аллегорию, операторы рынка должны понимать, что к точке назначения стремитесь не Вы один, и последний может услышать сакраментальное – кто не успел, тот опоздал.

 

ДП: Так где же выход для компаний чтобы быть в числе лидеров?

С.М.: Решение этой проблемы напрашивается само собой. Надо сократить время на создание эффективного инструмента управления. Основатели компаний вложили немалые деньги в материальные активы. Все понимают, чтобы быстро, качественно и экономически эффективно ремонтировать и обслуживать современный автомобиль нужно специальное оборудование, специальный инструмент, компьютеры и специальное программное обеспечение к ним. Ни у кого не возникает сомнений в необходимости приобретения перечисленного. Все понимают, что на всем этом "специальном" должен работать специально обученный человек. Ни у кого не возникает сомнения, что такого человека нужно "купить" или вложить деньги в его подготовку.

Так вот в современном бизнесе для эффективного управления им тоже существует много специальных инструментов. Правда, далеко не все они блестят как инструмент у заботливого механика и их можно потрогать. Большинство из них относится к разряду так называемых нематериальных активов. В них тоже надо вкладывать деньги. Кстати, по своей стоимости они явно не могут конкурировать со стоимостью материальных активов.

Если основатели или руководители компании понимают, что им необходимы современные и эффективные инструменты управления, они приглашают специально обученных людей – консультантов, которые создают для них этот инструментарий. В определенном смысле консультант чем-то похож на архитектора. Когда у инвестора возникает желание построить дом, самый верный путь, кстати, в конечном итоге и самый дешевый, он приглашает архитектора – специально обученного человека. Архитектор выясняет, что хочет инвестор, какой функциональностью должен обладать объект инвестиций и предлагает решения. В противном случае, объект инвестиций ожидает долгая эволюционная история развития.

Подводя черту под сказанным, мне хотелось бы вернуться к тому с чего мы начали. Время в конкурентной среде – очень дорого стоит. Консультант стоит намного дешевле.

 

После отправки вопроса представители компании свяжутся с Вами в максимально короткие сроки. Контактная информация организаторов будет предоставлена Вам сразу же.